zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в во­енном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Про­быв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житей­скую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оста­вив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолет­ним императором Михаилом у лучших учителей Констан­тинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Кон­стантинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин при­нял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая все­ми выгодами своего положения, удалился в один из мона­стырей при Черном море. Почти насильно он был возвра­щен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь вели­ки, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остано­вились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Здесь же святые братья узнали, что мощи священному­ченика Климента, папы Римского, находятся в море, и чу­десным образом обрели их.
Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека чи­тать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иу­деями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Неко­торые летописцы сообщают, что первые слова, написан­ные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.
После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 967 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они при­были в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Рим­ский утвердил Богослужение на славянском языке, а пере­веденные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном виде­нии извещенный Господом о приближении кончины, при­нял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после приня­тия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Ки­рилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он гово­рил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учи­тельства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Кли­мента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продол­жал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чеш­ского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с по­мощью двух учеников-священников перевел на славян­ский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святи­теля было совершено на трех языках — славянском, гре­ческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествует­ся с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Пре­подобных отец наших Мефодия и Константина, наречен­ного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словен­ских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада дол­га аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти сла­вянских учителей отнесено к средним церковным празд­никам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а рав­но во всех молитвах, в коих поминаются вселенские свя­тители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, име­на: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Для православной России празднование свв. первоучите­лям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

(память 6 апреля и 11 мая по старому стилю/19 апреля и 24 мая по новому стилю)



Сопутствующие Товары
Серебряное кольцо "Спаси и сохрани" с эмалью KLSPE05

Изящное православное кольцо из серебра с эмалью и позолотой. На внешней стороне которого изображен растительный образный орнамент, а на внутренний слова 'Господи, спаси и сохрани мя' представляющие со..

3846 руб.

Серебряное кольцо «Спаси и сохрани» KLS01

Серебряное кольцо с растительным узором на внешней стороне и надписью "Господи, спаси и сохрани мя" на внутренней представляющею собой краткую молитву к Господу нашему Иисусу Христу. Кольцо имеет ши..

2670 руб.

Кольцо православное c эмалью KLSPE10

 Широкое кольцо, наружная сторона которого украшена растительными орнаментами середина которых состоит из четырехлистного цветка. Это церковное кольцо изготовлено из серебра в технике горячей пер..

6871 руб.

Кольцо "Псалом 90" (Живый в помощи) серебряное с чернением KLS08

 Кольцо средней ширины изготовлено из серебра. На наружной стороне кольца выгравированы слова 1-2 и 15-16 стихов 90 Псалма на церковно-славянском языке. Буквы выполнены в виде микрорельефа и отде..

3086 руб.

Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама