zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Житие святого преподобного Амвросия Оптинского

Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской Епархии. Окончив Духовное Училище, он затем прошел успешно курс в Духовной Се­минарии. Однако не пошел ни в Духовную Академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учите­лем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого Духовного Училища. Обладая живым и весе­лым характером, добротою и остроумием, Александр Ми­хайлович был очень любим своими товарищами и сослу­живцами. В последнем классе Семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в мо­нахи, если выздоровеет.
По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколь­ко лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако, совесть не давала ему покоя. И чем боль­ше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...»  
Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще, он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я — человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, — сказал ему старец, — и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он при­был в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.
Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончив­ший семинарию и знакомый с древними и новыми языка­ми (он знал пять языков), был одним из его ближайших по­мощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти прикова­ла его к постели. Вследствие своего болезненного состоя­ния он до самой своей кончины не мог совершать литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.
Постигшая о. Амвросия тяжелая болезнь имела для не­го несомненно провиденциальное значение. Она умерила его живой характер, предохранила его, быть может, от развития в нем самомнения и заставила его глубже войти в себя, лучше понять и самого себя, и человеческую приро­ду. Не даром же впоследствии о. Амвросий говорил: «Мо­наху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!» Помогая старцу Макарию в издатель­ской деятельности, о. Амвросий и после его кончины продолжал заниматься этою деятельностью. Под его руковод­ством были изданы: «Лествица» преп. Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария и другие книги. Но не издательская деятельность была средоточием старческих трудов о. Амвросия. Его душа искала живого, личного общения с людьми, и он скоро стал приобретать славу опытного наставника и руководителя в делах не только духовной, но и практической жизни. Он обладал необык­новенно живым, острым, наблюдательным и проница­тельным умом, просветленным и углубленным постоян­ною сосредоточенною молитвою, вниманием к себе и зна­нием подвижнической литературы. По благодати Божией его проницательность переходила в прозорливость. Он глубоко проникал в душу своего собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признани­ях. Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами. Со всеми качествами своей богато одаренной души, о. Амвросий, несмотря на свою постоянную болезнь и хилость, соединял неиссякаемую жизнерадостность, и умел давать свои наставления в такой простой и шутливой форме, что они легко и навсегда запоминались каждым слушающим. Когда это было необходимо, он умел быть взыскательным, строгим и требовательным, применяя «наставление» палкой или же накладывая на наказуемого епитимью. Старец не делал никакого различия между людьми. Каждый имел к нему доступ и мог говорить с ним: петербургский сенатор и старая крестьянка, профессор университета и столичная модница, Соловьев и Досто­евский, Леонтьев и Толстой.
С какими только просьбами, жалобами, с какими только своими горестями и нуждами не приходили к старцу люди! Приходит к нему молодой священник, год тому на­зад назначенный, по собственному желанию, на самый по­следний приход в епархии. Не выдержал он скудости сво­его приходского существования и пришел к старцу просить благословения на перемену места. Увидев его издали, старец закричал: «Иди назад, отец! Он один, а вас двое!» Священник, недоумевая, спросил старца, что значат его слова. Старец ответил: «Да ведь дьявол, который тебя искушает, один, а у тебя помощник — Бог! Иди назад и не бойся ничего; грешно уходить с прихода! Служи каждый день литургию и все будет хорошо!» Обрадованный священник воспрянул духом и, вернувшись на свой приход, терпеливо повел там свою пастырскую работу и через мно­го лет прославился, как второй старец Амвросий.
Толстой, после беседы с о. Амвросием, радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь бли­зость Бога».
Другой писатель, Евгений Погожев (Поселянин) говорил: «Меня поразила его святость и та непостижимая бездна любви, которые были в нем. И я, смотря на него, стал понимать, что значение старцев — благословлять и одобрять жизнь и посылаемые Богом радости, учить людей жить счастливо и помогать им нести выпадающие на их долю тягости, в чем бы они ни состояли». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».
В старце в очень сильной степени была одна русская черта: он любил что-нибудь устроить, что-нибудь создать. Он часто научал других предпринять какое-нибудь дело, и когда к нему приходили сами за благословением на подобную вещь частные люди, он с горячностью принимался обсуждать и давал не только благословение, но и добрый совет. Остается совершенно непостижимым, откуда брал отец Амвросий те глубочайшие сведения по всем отраслям человеческого труда, которые в нем были.
Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечер­ня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 соверша­лось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи ста­рец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нару­шил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его си­дящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все ле­то этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в ру­ководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжени­ям консистории, неоднократно назначал дни своего отъез­да, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — след­ствие его хронической болезни — заставляли его отклады­вать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел про­ехать половину пути до Шамордина и остановился ноче­вать в Перемышльском монастыре, как ему подали теле­грамму, извещающую его о кончине старца. Преосвящен­ный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному со­ветовали на другой день вернуться в Калугу, но он отве­тил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеро­монахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромо­нах — я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где про­вел он свою жизнь и где покоились его духовные руково­дители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгро­бии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощ­ным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца.

(память 10 октября и 27 июня по старому стилю)



Сопутствующие Товары
Кольцо с молитвой Отче Наш серебряное с чернением KLS03

Православное кольцо из серебра на внешний стороне которого нанесена молитва Господня 'Отче Наш' на церковнославянском языке: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие ..

2977 руб.

Кольцо с молитвой '22 Псалом Давида' (серебряное с чернением) KLS02

Это широкое кольцо, изготовленное нашими лучшими мастерами из серебра с чернением. На внешний стороне которого выгравированы слова псалма Давида на церковнославянском языке: Господь пасет мя, и ничто..

4236 руб.

Серебряное кольцо "Спаси и сохрани" с эмалью KLSPE01

Православное кольцо из серебра с нанесением горячей эмали и позолоты. Внешнею сторону кольца украшает растительный узор, а на внутренней расположены слова краткой молитвы к Господу нашему Иисусу Христ..

4163 руб.

Кольцо "Псалом 90" (Живый в помощи) серебряное с чернением KLS08

 Кольцо средней ширины изготовлено из серебра. На наружной стороне кольца выгравированы слова 1-2 и 15-16 стихов 90 Псалма на церковно-славянском языке. Буквы выполнены в виде микрорельефа и отде..

3086 руб.

Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама