zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Украшения с эмалью



Показано с 1 по 25 из 262 (всего 11 страниц)

Изделия с эмалью тысячелетиями завораживают ценителей искусства по всему миру. Еще до нашей эры этот вид искусной отделки начали применять мастера с Кипра и после началось распространение в Древнею Грецию, Азербайджан, Индию, Египет. В Европе у древних Кельтов, проживающих на территории современной Франции зародилась техника выемочной эмали. Которую подхватили мастера древнего Рима. Расцвет технологий в VIII отразился и на резком скачке в искусстве византийских мастеров чью выемочную эмаль считают классической. Византийские мастера начали использовать этот вид отделки не только как имитацию вставок из драгоценных камней, а как новый вид художественного оформления.

Шумерское кольцо с эмалью около 3000 года д.н.э
Древнеегипетское кольцо с эмалью
Древнеегипетская эмаль
Древнеегипетская эмаль

Давайте не много разберемся в особенностях изготовления эмалевых украшений древнего мира. Древние мастера закладывали кусочки стекла в особые углубления в металле. Такие цветные островки на фоне блестящей поверхности из золота и серебра создавали впечатление вставок из драгоценных камней и мозаики. Сирия на тот момент была одним из главных центров в производстве стекла на Ближнем Востоке. Там изготавливались специальные сосуды флакончики с эмалевой росписью. Строящиеся церкви и дворцы в Византии украшались драгоценными мозаиками и наполнялись превосходными предметами, что давало расцвет мастерам различного промысла. Появлялись и иконы, украшенные в этой технике. К сожалению, многие из которых были уничтожены во время иконоборчества, а к XIII при переходе к схематическим изображениям начался упадок этого прекрасного искусства византийских эмалей.

Византийская эмаль. Нательный крест. Константинополь 1080 - 1130 гг.
Византийская эмаль. Архангел XI век

Безусловно византийские мастера оказали огромное влияние на развитие эмалирование в других странах. В период раннего средневековья славился французский город Лимож. В котором производилась разная церковная утварь. В последствие Лимож стал центром развития живописной эмали. В эти периоды в Лиможе начали появляться две интересные техники нанесения эмали. Она из которых была техника нанесения эмали по чеканному рельефу. При такой технике поверхность предмета полностью покрывалась эмалью, сквозь которую просвечивало изображение. Вторая популярная техника – гризайль. На пластину отгрунтованной темной эмалью наносили изображение белой эмалью. Такой прием в зависимости от толщины темного слоя просвечивал больше или меньше света, что давало серые полутона. Эпоха возрождения с итальянскими мотивами постепенно выдвинула библейские сюжеты на второй план лиможских мастеров. Возросший спрос на недорогую и красивую церковную утварь, и украшения побудил в использовании в качестве подложки позолоченную медь, что привело к переходу ототтоновской перегородчатой эмали на золоте к романской выемочной эмали на меди.

Лиможская эмаль в технике гризаль
Византийская эмаль. Архангел XI век
Лиможская перегородчатая эмаль
Лиможская выемочная эмаль на меди
Лиможская выемочная эмаль на меди

С принятием православия Древняя Русь перенимала из Византии и новые виды искусств. Византийские эмальеры нашли своих последователей в ювелирах Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. Уже в X веке работы древнерусских мастеров заслужили уважение в мире на ровне с византийскими мастерами. Работы наших мастеров отличало тонкость и тщательность исполнения, гармоничное сочетание цветов. Основные цвета, которые использовали мастера были: синий, красный, розовый и зеленый с белым. Первое упоминание о русской эмали встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. До XIX века все виды эмали на Руси называли «финифть» и только после появился новый термин «эмаль».

Киевская Русь IX в. Украшение - колт. Крест - Древо Жизни и Сирины
Киевская Русь IX в. Украшение - колт. Орнаментальный мотив

Отдельно славились мастера Москвы и Новгорода которые в XIV-XV веке начали применять эмаль как фон на различных изделиях. К XVI веку получили большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра и меди. Характерные цвета московских мастеров были: прозрачный зеленый, синий. Постепенно совершенствуя свое искусство мастера к XVII веку начали не только покрывать плоские поверхности, но и наносить эмаль на сложные формы: сосудов, скульптуры, чеканные рельефы не хуже лиможских ювелиров. К цветовой гамме используемых оттенков начали добавляться такие цвета: бирюзовый, зеленовато-голубой, лиловый, насыщенный красный. Первенство в цвете держали синие цвета со всевозможными оттенками. Кроме того, начали появляться и полупрозрачные виды эмалей, сквозь которые на свету можно рассмотреть искусно украшенный фон или залитый барельеф. Кроме церковной утвари эмалью начали украшать и различные предметы обихода. Такие украшения становятся неотъемлемой частью быта. Росло разнообразие орнаментов, растительные узоры начали терять строгую геометричность, а фигуры людей и животных становились более пропорциональными. К разнообразию техники добавилась и роспись на эмали.

Московская обл 14-15 вв. Эмалевая бляшка

Новгородских мастеров отличало использование небольших вкраплений в сканный узор из эмали таких цветов как: голубой, синий, белый.

Новгородская эмаль  начало XVI века

Великоустюгские мастера применяли технику цельного эмалевого покрытия такими цветами как: синий, голубой, белый с накладками из серебра. Дополнительно использовали: черный, желтый и зеленый цвета. Основные производимые изделия — это предметы обихода которые изготавливались из меди. Их покрывали сплошным слоем эмали как бы имитируя фарфор дополнительно украшая впаевыми узорами из серебра и золота.

Великий устюг Крест. Конец XVII в. Серебро, эмаль по литью.
Великоустюжская эмаль

Сольвычегодские мастера использовали белое эмалевое покрытие как фон, наложенный обычно на медное основание, по которому шла роспись надглазурными красками. Такая роспись напоминала роспись по фарфору.

Сольвычегодская эмаль. Панагия. Святая Троица
Сольвычегодская эмаль. Панагия. Спас Нерукотворный
Сольвычегодская эмаль около 1690 года. Чаша серебряная, золоченая, украшена расписной эмалью по скани.
Сольвычегодская эмаль 1690-е гг. Коробочка. Мастера Братья Поповы

Русских мастеров этого времени отличало от эмальеров из Европы яркость и многообразие красок, общий самобытный колорит.

С переездом столицы в Петербург. Петр I переманивал различных мастеров со всех уголков страны и Европы. Мастера ювелиры были не исключением. Именно при Петре I возросла мода, на миниатюрную живопись которая способствовала развитию эмалирования. Живописные изображения на эмали помещали в самых разнообразных бытовых предметах: медальонах, кольцах, брошах, браслетах, на табакерках, коробочках, шкатулках и т.п. В целом, расцвет русского ювелирного искусства дореволюционного периода приходится на XIX в., когда в России и, прежде всего, в Петербурге собрались всемирно признанные мастера и основатели своих направлений в ювелирном деле, когда стали создаваться необычные для своего времени ювелирные мастерские и фабрики.

Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости и Троицкой площади. 1723 г. эмаль на золоте
Фаберже. Золото, бриллианты, алмазы эмаль по гильошированному фону

С приходом советской власти заботой художников стало восстановление старинных художественных промыслов в Москве, Великом Устюге, Ростове. Для этого были приглашены известные мастера старой школы и под их чутким руководством на художественных фабриках передавалось мастерство. Советские художники порадовали в новых формах самобытное декоративное искусство в современной действительности. Мастера эмальеры достигли больших успехов сохранив и передав этот вид художественного оформления современным мастерам.

Ростовская финифть времен СССР
Ростовская финифть времен СССР
Ростовская финифть времен СССР
Ложка для сахара. Эмаль времен СССР

Искусство эмалирование даже при современных технологиях является одной из самых сложных техник и выполняется только вручную. Одним из ведущих направлений нашей компании является изготовление изделие в технике горячей эмали. В своих изделиях мы обычно используем технику горячей перегородчатой эмали и выемочной эмали.

Панагия. Художественная роспись по эмали. Производство нашей мастерской
Крест золотой изготовленный в технике перегородчатой эмали. Производство нашей мастерской