zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Житие святого патриарха Тихона Московского

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Мос­ковский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочес­тивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родитель­ский дом, чтобы продолжить образование в Псковской се­минарии. Василий был доброго нрава, скромный и привет­ливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и ока­завшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года  преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Ти­хона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.
В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится рек­тором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состо­ялась хиротония его во епископа Люблинского с назначе­нием викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, ког­да пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, кото­рых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вок­зал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужи­ну — православного архиерея. И только сердечное обраще­ние самого владыки успокоило народ. И такие проводы ок­ружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Правосла­вия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.
Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глу­хие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска. Н
Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду от­дохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбы­лось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Право­славной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».           
Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и  царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православ­ных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учите­лем до конца.
Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стре­ляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очи­стить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге право­славного русского народа светлые незабвенные дела благо­честивых предков". Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийст­ва, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, пре­следуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил по­следнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Бого­родицы почил о Господе с молитвой на устах.
Прославление святителя Тихона, Патриарха Москов­ского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — гово­рит в последней проповеди Апостол Иоанн. - Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христи­ане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Хрис­том! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побежде­ны злом. Побеждайте зло добром!»
Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в боль­шом соборе Донского монастыря.

9 октября (26 сентября по старому стилю)



Сопутствующие Товары
Кольцо с молитвой Отче Наш серебряное с чернением KLS03

Православное кольцо из серебра на внешний стороне которого нанесена молитва Господня 'Отче Наш' на церковнославянском языке: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие ..

2977 руб.

Серебряное кольцо «Спаси и сохрани» KLS01

Серебряное кольцо с растительным узором на внешней стороне и надписью "Господи, спаси и сохрани мя" на внутренней представляющею собой краткую молитву к Господу нашему Иисусу Христу. Кольцо имеет ши..

2670 руб.

Серебряное кольцо «Спаси и сохрани» (женское) KLS04

Серебряное кольцо с микрорельефом в виде цветочного орнамента на внешней стороне и надписью 'Господи, спаси и сохрани мя' на внутренней представляющею собой краткую молитву к Господу нашему Иисусу Хри..

3067 руб.

Православное кольцо с молитвой за Родных и ближних серебряное KLS07

Православное кольцо, изготовленное из серебра с декоративным покрытием черни. На лицевой стороне находится микрорельеф в виде древнегреческого растительного орнамента с крестом в мальтийском стиле по ..

4350 руб.

Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама