zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Питирим Тамбовский, чудотворец, святитель

Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епар­хии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кон­дак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.
С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молит-ве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохра­нялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные каче­ства быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионер­ской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послу­жил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига еписко­па Тамбовского со своим северным соименником.
Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоя­нием его души. К строгому посту, всяческому воздержа­нию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).
Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижни­ческая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырски­ми старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).
Архимандрит Питирим многое сделал для благоу­стройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь до­стиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духов­ное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит бо­лее кротостью и духовным горением своим, нежели стро­гостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.
В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимир­ской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монас­тырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, напи-санную странно и даже соблазнительно. Извест­но, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архи­мандрит Питирим проявил духовную твердость и рев­ность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандри­та, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.
Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподоб­ного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму,  также признавшему ее «недоброписанной». Действия архиманд­рита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля пон-равились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбов­скую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).
Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были небла­гоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущен-ные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это край-не разнородное во всех отношениях население.
Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излу-чавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6). Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообряд­цев, и мусуль-ман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного вли­яния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель.
В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, ча­сы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Дон­ское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, каза­лось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу.
Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским мо­настырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбо­ва, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предте­чи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возы­мела благодатные, целительные свойства. Такой же коло­дец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освящен­ной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7).
Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епар­хии стала неузнаваемо преображаться.
В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благово­лил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-по­движник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была боль­шим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы  Божией (кондак 9). Память и почитание его, не прекра­щавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисле­ние к лику святых.
Многочисленны душеполезные уроки, которые можно извлечь из жизни святителя Питирима. Она свидетельст­вует о премудрости устроения Промыслом Божиим всего потребного для спасения души и прославления верного Богу человека (кондак 8) и о том, сколь полезно человеку постоянное горячее молитвенное обращение к святому своему Небесному покровителю. Святитель не обличени­ем и осуждением, а братской во Христе любовью воздей­ствовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыст­ной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его грехов­ности и заблуждений. Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии (икос 8). Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, ко всей твари, соработать Господу во всяком своем деле, исполняя таким образом слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прослав­ляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — вот чему учит вся жизнь святителя Питирима (икос 11).

(память 18 июля по старому стилю/10 августа по новому стилю)


Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама