zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Варлаама Хутынский, Новгородский чудотворец, преподобный

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное рас­положение к благочестивой и уединен­ной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. Опасаясь за здоровье юного по­движника, родители уговаривали его не изнурять себя постом, но Преподобный кротко отвечал им: "Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас царство небесное? Но не пища и питие введут нас туда, а пост и молитва. Вспомните, сколько было людей после Адама, и все они умерли и смешались с землею, а угодившие Богу добродетельной жизнью, пролившие за Христа кровь свою и из любви ко Христу отрекшиеся от мира получили царство небесное и всеми прослав-ляются. Поэтому и я, при помощи Божией, хочу по своим силам подражать им". Услышав такой ответ, родители изумились разуму юноши и предоставили ему полную свободу жить по своему желанию. По смерти родите­лей Преподобный, раздав все свое иму­щество бедным, удалился в пустыню к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама.
Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселить­ся в глухом месте, в 10 верстах от Нов­города. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженно­му неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из гус­той чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. С чувст­вом благодарности ко Господу восклик­нул Преподобный словами Пророка: "3десь покой мой и здесь вселюся в веке века!" (Псал.131, 14). Помолившись усердно Господу, поставил себе Препо­добный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги (хранящаяся в Хутынской обители власяница Преподобного имеет 18 ф. весу, а вериги - 8 фунтов). Много нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Стараясь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устра­шить его. то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них при­нудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко перекосил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавлял все эти помыс­лы и разрушал все ухищрения диавола.
Высоконравственная жизнь Св. Варлаама скоро сделалась известной в стране, к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением; многие просили позво­ления поселиться вместе с ним. Как ни любил уединение Преподобный, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Его строгая нестяжательность, любовь и снисходительность к раскаивающимся, кроткое и вместе с тем проникнутое силой искреннего чувства слово назида­ния производило сильное впечатление на всех приходивших к нему. Каждый по­лучал наставление применительно к своему положению. Начальникам и кня­зьям он говорил, чтобы всегда помнили о трех вещах: первое, что они начальству­ют над людьми такими же, как и сами; второе, что начальствовать должны по законам; третье, что они не всегда будут начальствовать и что им также придется дать отчет Богу в судах своих, ибо над ними есть суд Божий. Иноков он учил не превозноситься, если они по­ставлены начальниками обители, но тем усерднее работать Богу. Вся братия должна трудиться день и ночь на из­бранном поприще. Богатым он внушал не забывать, что есть вечность с муками для праздных, и что многими скорбями по­крыт путь в царство небесное. Мирянам и всем вообще он внушал не воздавать злом за зло, не обижать друг друга, удаляться от всякой неправды и нечис­тоты и помнить о своих грехах.
Число иноков, желавших подви­заться в обители Преподобного, постоян­но увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял наме­рение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выко­панный им.
За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.
Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за со­ветами.
Однажды, отправившись к Архие­пископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав" "Он загладит вины свои в Хутыне". Все тотчас же единодушно закрича­ли: "Отдайте, отдайте осужденного Пре­подобному отцу нашему Варлааму". Ос­вободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некото­рое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в оби­тели, скончался. Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осуж­денного. Родственники и многие из наро­да, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь соверши­лась. Такой поступок святого изумил народ.
"Что это значит?" - говорили все между собой, - "Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы". Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объ­яснить этот поступок. "Судьбы Господ­ни," - отвечал Преподобный, - "бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осужде­ния сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и за­гладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невин­но, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дур­ным человеком; теперь же, умерев не­винно, он получил от Господа венец му­ченический. Такова тайна судеб Божиих: "Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть" (Рим. 2. 33, 34).
Однажды в пустыню к Преподобно­му прибыл князь Ярослав. Св. Варлаам, благославляя его, сказал: "Будь здоров, князь, и с благород-ным сыном твоим". Это приветствие изумило князя, не знав­шего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть вос­приемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.
Обладая даром прозорливости, Преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподоб­ному принесли только мелкую рыбу. По­смотрев на них с улыбкою, Св. Варлаам сказал: "Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать". Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.
Научая других удерживаться от ис­кушений, Преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды при­несли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: "Варлаам, Варлаам? Всякое жи­вотное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и при­страстия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называ­ешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу свое­му". Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.
Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался на­всегда памятным в Новгороде.
Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При про­щании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: "если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла". Уди­вился Архиепископ такому ответу. Дей­ствительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Препо­добный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиеписко­па по случаю такой безвременной непо­годы, вследствие которой могли вымерз­нуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: "Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благо­дарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Гос­подь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие". На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиеписко­пу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множе­ство вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.
Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.
Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он осо­бенно чтил Преподобного, часто прихо­дил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам. Сын этого поселянина заболел и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель Преподобного. Но на пути мальчик умер. С горьким плачем подошел огорченный отец к келье Преподобного и сказал: "Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге". Св. Варлаам сказал ему: "Напрасно ты пла­чешь и сокрушаешься. Разве ты не зна­ешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел Господь, так и сотво­рил. Посему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению". Между тем Св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника - умерший ожил. Отец с изумлением увидел сына своего сидя­щим на постели Преподобного совершен­но здоровым. С радостными слезами припал он к ногам Св. Варлаама, благодаря его и прославляя Бога, чудодействующе­го во святых Своих. Не желая славы человеческой, Св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и сказал поселянину: "Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали, потеряв здравый ум, не понял действительности. Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемог­ши дорогой от холода, впал в безчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в теплой келье. он пришел в сознание, а тебе кажется, что он воскрес". Но поселянин никак не мог согласиться с таким объяснением. "Зачем ты, угодник Божий, хочешь скрыть от меня чудо?" - сказал он Свя­тому. - "Я хорошо знаю, что сын мой был мертв. Если бы я не видел ясно, что он умер, не стал бы готовить все нужное к погребению". Тогда Преподобный строго запретил ему рассказывать о совершив­шемся чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому либо об этом, то и сам лишится милости Божией и опять потеряет сына. Радуясь и прослав­ляя Бога и Его угодника Варлаама, воз­вратился поселянин в дом свой.
Незадолго до своей кончины Препо­добный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставни­ком, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.
Известие о кончине горячо любимого и чтимого всеми Преподобного Варлаама сильно опечалило всех жителей Новгорода. На погребение его прибыл Архиепископ Новгорода со всем духо­венством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возрас­та, пола и состояния. Плач народа заглу­шал погребальные песнопения. За эту народную любовь Преподобный воздал любовью: многие больные получили ис­целение.
День этот остался памятным для народа, и в монастыре Преподоб-ного до сих пор сохраняется обычай в день кон­чины его раздавать милостыню всем убо­гим, сколько бы их ни приходило, по заповеди Святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.
Господь даровал Святому Варлааму дар чудотворения и по его кончине, так что все, приходящие с верой ко гробу Угодника, получают просимое.
Трудно и описать все многочислен­ные чудеса Святого Варлаама. Один слепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монас­тырь Св. Варлаама. Во время пения мо­лебна Богоматери слепой усердно молил­ся при гробе Преподобного. Когда же запели: "Владычице приими молитвы раб твоих..." он вдруг увидел гроб Преподобного. Не смея верить своему исцеле­нию, он подошел ко гробу и осязал его. С чувством живой радости и благодарности к Святому он объявил всем о своем чу­десном исцелении, и все прославили Гос­пода и Его Угодника.
Один человек, имевший большую веру к Преподобному, отправился по воде вместе с женой поклониться мощам его; на обратном пути из монастыря лодка опрокинулась и он утонул. Рыбаки соседнего селения с трудом отыскали его тело и вытащили сетями. При виде утонувшего некоторые роптали на Препо­добного, что не спас от смерти человека, приходившего к нему с верой. "Пришедши к мощам Преподобного, человек этот надеялся получить здоровье и долголет­нюю жизнь, говорили они; - а вместо того погиб такой нечаянной смертью. Лучше бы ему не приходить и не молиться, нежели, помолившись, так умереть". Но Господь не попустил порицания на Свое­го Угодника. Утонувший неожиданно встал, прославляя Бога и Святого Вар­лаама.
В 1408 году Новгородский князь Константин тяжко заболел, так что по­теряли совершенно надежду на его вы­здоровление. Он велел отнести себя в обитель Св. Варлаама. Без памяти при­несли князя ко гробу Преподобного, а приближенные стали думать о погребе­нии. Но благоговейные иноки утешали их надеждой на помощь Св. Варлаама. "Ве­руйте только в Бога и возложите надеж­ду на Преподобного, который подаст ис­целение князю", говорили они. Совершив молебен при гробе Святого, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он стал совер­шено здоровым, как бы пробудившись от глубокого сна. Получив известие об этом, игумен и братья поспешили в церковь и нашли князя здоровым, молящимся при гробе Преподобного.
В 1445 году Великий князь Василий Темный с сыновьями прибыл в Новгород. Там опасно заболел любимый постельни­чий князя Григорий и восемь дней лежал без пищи. Во сне он отвечал как будто спрашивавшим его, хотя с ним никто из бывших при нем не говорил. Когда он пришел в сознание, его спросили, с кем он разговаривал. Григорий отвечал: "Лежа на постели, я думал, как бы мне побывать в обители Св. Варлаама, чтобы помолиться при его гробе. Вдруг я услы­шал голос, что идет к тебе сам чудотво­рец. Я увидел, что ко мне идет Св. Варлаам с крестом в руке. Подойдя ко мне, Преподобный сказал: "Ты молишься Ни­колаю Чудотворцу и меня призываешь в помощь, не зная меня, и канон мой, и житие списал, даже дал обет постричься в монастыре моем. Молись и впредь Ни­колаю Чудотворцу, а я твой помощник. Теперь же, увидев меня, будь мне верен: я тебя избавлю от твоей болезни". "Поэ­тому прошу вас", - продолжал Григорий; - "отвезите меня в обитель Преподобного Варлаама, если даже и смерть постигнет меня здесь, погребите меня в его обите­ли". По этой просьбе больного положили в сани и повезли в монастырь. Дорогою он умер. Провожавшие его не знали, как поступить, везти ли тело в обитель или отвезти к родителям. Но исполняя про­сьбу умершего, решились отвезти его в обитель. У монастырских ворот мертвый неожиданно ожил и громко воскликнул: "Я был мертв, и ныне здесь!" Провожав­шие его стали спрашивать, но он не мог более ничего сказать. Услышав об этом чуде, игумен Леонтий и братия собра­лись в церковь и совершили молебен при гробе Преподобного Варлаама. Оживший стоял на ногах, но был нем. Когда же его ввели в келью и по его просьбе принесли икону Св. Варлаама, юноша, приблизив­шись к иконе, внезапно заговорил. Со слезами благодарил он Преподобного за свое исцеление и рассказал игумену и братии о случившемся с ним: "В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но Святитель Николай, отгоняя от меня демонов, ска­зал: "Немногия добрыя дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу". Тогда бесы скрылись, явились ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных дере­вьев. Здесь я увидел Преподобного Вар­лаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: "Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли ос­таваться здесь?" - "Хочу здесь пребы­вать", - ответил я. Св. Варлаам сказал: "Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои; иди утешь отца и мать". Взяв меня за руку, Преподобный повел меня, а ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел скрылся, а Преподобный, осенив меня крестом и иконою Святителя Николая, сказал: "Через семь лет ты будешь у меня" и стал невидимым, а я ожил. Это чудо совершилось 31 января 1445 года.
Чудеса, совершавшиеся при гробе Преподобного Варлаама, побудили Новгородского Архиепископа Евфимия при­ступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому Архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители, и сам постился и молился эти дни. Через три дня Архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увиде­ли честное тело Преподобного совершен­но нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стояв­шей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.
Мощи Преподобного и после того остались закрытыми. В 1471 году Вели­кий князь Московский Иоанн III-й, за­воевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Святому Варлааму. "Почему не открывают гроба Святого?" спросил он игумена Нафанаила. "Издав­на никто не смеет видеть мощи чудотворца", - отвечал игумен: ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не от­крывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю". Тогда Великий князь гневно сказал: "Никто из святых не скрывается, но они везде по вселенной явны бывают, чтобы каждый христианин мог с верою приходить к святым мощам, целовать их и получать защиту. Открыты мощи Святителя Ни­колая в Барах, а также в Царьграде Вселенский Патриарх в праздник Рож­дества Предтечи всенародно воздвигает честную руку его". С этими словами он грозно приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но Господу угодно было вразумить князя, что все сильные земли ничто пред лицом Господа. Едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда и обители хранится этот жезл.
Один инок Тарасий ночью приготов­лял свечи для утреннего Богослужения в храме, где находятся мощи Св. Варлаама. Вдруг он видит, что сами собою за­жглись свечи над гробом Святого и перед иконами, разгорелись уголья в кадиле, и храм наполнился благоуханием. Потом Тарасий увидел, что Преподобный встал из гроба и, став посреди храма, долго молился о великом Новгороде, чтобы че­ловеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой и избавил от ожидающего его наказания. В ужасе Тарасий пал к ногам Преподобного. Св. Варлаам, подняв его, сказал: "Не бойся, брат Тарасий, хочу открыть тебе лютое горе, которое готовит Господь великому Новгороду за то, что он исполнился неправды. Взойди на цер­ковную кровлю и посмотри, что ныне совершается над Новгородом". Тарасий побежал и увидел, что воды озера Иль­меня поднялись высоко и готовы зато­пить Новгород. Св. Варлаам со слезами молился Господу о спасении города. Потом он опять послал Тарасия смотреть на город. Тарасий увидел множество ан­гелов, которые бросали огненные стрелы на толпы мужчин, женщин и детей. Пре­подобный снова стал со слезами молить­ся и потом сказал: "Молитвами Влады­чицы нашей Богородицы и всех Святых Господь помиловал Новгород от потопа, но в нем будет сильный мор на людей . В третий раз послал Святый Варлаам Тарасия смотреть на город. Тот увидел огненную тучу, которая шла на город. "Брат Тарасий! - сказал Преподобный: после мора будет большой пожар в Нов­городе, и вся торговая сторона его сго­рит". После этого Святой возвратился в гроб свой, свечи и фимиам погасли сами собой. Все предсказанное сбылось. Чрез четыре года после этого откровения Тарасию в 1509 году был мор и сильный пожар в Новгороде (Сбор. летоп. III. 245-247).
Таким образом Св. Варлаам и по преставлении своем не оставлял без по­мощи и свою обитель, и родину - Новго­род, а вместе с сим был теплым молит­венником и за всю Русскую землю.
Известна также помощь преподоб­ного в духовой жизни жителей Новгород­ской земли. Великому князю Московско­му Василию Иоанновичу было явление: во сне он увидел Преподобного Варлаама. который сказал ему, что в Новгороде три обители не имеют пастырей: на Хутыне, св. Георгия и св. Антония, и братья в них живут дурно. (Митрополитом на Руси был Варлаам). Именно тогда же в Москву были посланы иноки с просьбой направить настоятелей в эти монастыри (в Новгороде в это время не было Архи­епископа). Это было в 1517 г. Великий князь немедленно же велел назначить настоятелей в означенные монастыри. С того времени Великий князь стал осо­бенно чтить Преподобного Варлаама, и Преподобный нередко являлся ему во сне и укреплял его в борьбе с врагами, так что свои победы над ними Великий князь приписывал помощи Св. Варлаама. Но память Св. Варлаама стали праздно­вать в Москве гораздо раньше. В 1461 г. был освящен при церкви Св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот придел во имя Св. Варлаама Хутынскаго. В самой же обители Хутынской храм в честь Св. Варлаама построен в 1410 году (Собр. лет. III. 104 235. IV. 114. IV. 182).
Переселившись в небесную оби­тель. Св. Варлаам по своему обещанию не оставлял своим попечением устроен­ную им земную обитель. Он строго сле­дил за исполнением иноками данного им Устава и нередко, являясь сам, наказывал или помогал им. Игумен Сергий, при­бывший в Хутынский монастырь из Московского Андрониева монастыря, вел невоздержанную жизнь, был немилостив к бедным, и запретил принимать странни­ков. Преподобный не потерпел такого нарушения своей заповеди. Однажды во время всенощного бдения один из иноков увидел, что Св. Варлаам, встав из гроба, подошел к Сергию, отнял у него жезл и наказал им игумена. Как мертвый, упал недостойный игумен, братия отнесла его в келью, где он чрез неделю умер.
Таким же образом наказал Препо­добный и другого игумена Никифора за нарушение заповеди о милосердии к бед­ным. В седьмой год правления Никифорова обителью начался сильный голод в Новгородской земле. Множество бедных людей приходили в обитель Св. Варлаама и со слезами просили хлеба, но игумен Никифор велел отогнать их и запереть ворота. Ночью явился ему Св. Варлаам с жезлом в руке и сказал: "Зачем ты так немилосердно поступаешь с бедными? Они изнемогают от голода и близки к смерти, а ты не только не дал им пищи, но и ворота обители запер. А я заповедал всем живущим в моей обители прежде всего любить друг друга, кормить и по­коить нищих и странных, приходящих в обитель. За такое милосердие, по благо­дати Христовой, обитель моя никогда не оскудеет. Ты же своей скупостью и не­любовью оскорбил Христа, допустил уйти из нашей обители многих голодны­ми и изнемогшими". Сказав это, Препо­добный наказал игумена жезлом. С той минуты Никифор почувствовал расслаб­ление в руке и ноге, так что должен был оставить управление монастырем и удалиться в Чудов монастырь, где он раска­ялся в своем грехе и получил исцеление по молитве Св. Варлаама.
В монастыре Св. Варлаама был инок Тарасий, иконописец, благообразный по наружности и отличавшийся душевны­ми достоинст-вами, так что братия пору­чила ему монастырскую казну. Но Тарасий в непродолжительное время изме­нился нравом, начал упиваться вином, которое держал у себя в келье, и не хотел помогать бедным. По завещанию Св. Варлаама 6-го ноября, в день его кончины, из монастыр­ской казны должны были раздавать ми­лостыню всем бедным, сколько бы их ни пришло в обитель. Тарасий не выдал бедным ничего в тот день, а сам, оставив даже литургию, пировал со своими дру­зьями.
В то время, когда Тарасий сидел за столом с друзьями в своей келье, явился ему Преподобный и строго стал укорять за дурную жизнь и неисполнение его заповеди. Преподобный жестоко наказал Тарасия жезлом, и тот упал на землю. Его подняли, думая что он впал в тяж­кую болезнь, но он рассказал всем о бывшем ему явлении и раскаялся во грехе своем.
Такому же наказанию от Преподоб­ного подвергся и чашник монастырский, который не хотел давать вина братии в необходимых случаях, а сам постоянно напивался допьяна. Св. Варлаам явился нечестивому и наказал его жезлом, после чего тот умер в расслаблении.
Келарь Иоасаф вел невоздержан­ную жизнь, упиваясь монастырским вином и медом, и был жестоко наказан Преподобным. Однажды Иоасаф, нахо­дясь в погребе, пил там вино. Вдруг явил­ся ему Св. Варлаам и с гневом сказал ему: "Так ли, старец, следует жить тебе? Разве дозволяет устав безвременно пить, есть и наслаждаться сладкими медами и яствами, как ты поступаешь, не заботясь о своем спасении? Не для того нас Гос­подь сотворил, чтобы мы ели и пили, одевались в различныя одежды и угож­дали этому тленному телу, а для того, чтобы постом, молитвою, покаянием, сле­зами и милостыней угождали Богу. А ты не боишься Страшнаго суда и вечных мук упиваясь и еще насмехаясь над другими, живущими по уставу монастырскому? ''
После этого Преподобный начал бить его жезлом говоря: Покайся, окаян­ный, и обратись к Богу; если же не покаешься, то погибнешь злой смертью''. С того времени Иоасаф впал в расслаб­ление. Братия принесла его едва живого в церковь и стали петь молебен. По мо­литвам братии келарь получил исцеле­ние. Но забыв о вразумлении, через не­которое время Иоасаф вновь стал вести нетрезвую жизнь и опять был наказан. Из Москвы пришел богатый купец на поклонение Св. Варлааму и предложил обильную трапезу всей братии. Как толь­ко нетрезвый келарь хотел выпить за­здравную чашу, тотчас же упал на землю и умер.
В Новгородской земле наступил сильный голод. В это время в Хутынской обители был строителем некто Досифей. Он запретил келарю раздавать хлеб нищим и кормить странников в обители. Осенью со всех монастырских полей был свезен хлеб и наполнены им все житни­цы. Однажды дьяк житный, Феодор, войдя в главную житницу, которая была в саду, увидел, что хлеба значительно убавилось. За несколько дней хлеба убыло до ста мер. Феодор объявил об этой необыкновенной убыли ключнику Савватию и строителю Досифею. Осмот­рев внимательно житницу и не найдя никаких повреждений, Досифей понял, что Св. Варлаам обличает его грех -нарушение им заповеди Преподобного о милосердии к бедным. Тогда он по преж­нему велел раздавать хлеб нищим и кор­мить странников. И что же? Чрез три дня после этого распоряжения ключник Савватий, войдя в ту же житницу, нашел ее полной хлеба.
Инок Агапий, бывший пекарем хле­бов для братии, имел обыкновение спать на квашне, в которой растворял хлебы, не думая о том, что раствор этот освяща­ется благословением священника и свя­той водой. Св. Варлаам, явившись ему, обличил его неблагоговение, угрожая жестоким наказанием, если тот не оста­вит своей дурной привычки. Ужаснулся инок и болел целую неделю. Когда же больного принесли ко гробу Святого и совершили молебен, явился ему опять Преподобный Варлаам и, исцелив его от болезни, сказал: "вот ты теперь здоров; вперед не греши, чтобы не случилось с тобою чего-либо хуже".
Строгий к нарушителям устава, Св. Варлаам в тоже время был милостив к тем инокам, которые исполняли свои обязанности, и являлся скорым помощ­ником в нуждах и болезнях. Так он ис­целил пономаря Иону, долго болевшего, явившись ему во сне и сказав: "Не скорби более, Иона, о своей болезни: вот ты теперь здоров". Проснувшись, Иона по­чувствовал себя совершенно здоровым.
Другой инок Иринарх, отличавший­ся Богобоязненною жизнью, три года был серьезно болен, так что близок был к смерти и готовился к ней. Как-то ночью больной забылся и увидел, что идет к нему Св. Варлаам в священническом об­лачении с крестом в руке, а за ним диакон с кадилом и братия с иконами и свечами. Войдя в келью Иринарха, Пре­подобный велел поставить иконы, за­жечь свечи и благословил больного со словами: "Вот ты здоров, брат Иринарх, не греши, молись Богу, Пресвятой Бого­родице и меня призывай в помощь". После этого Св. Варлаам стал невидим. Проснувшись, Иринарх почувствовал себя здоровым. У одной поселянки, жившей при реке Мсте, был десятилетний сын глухой, немой и слепой. Взяв его с собою, жен­щина пошла в Хутынский монастырь помолиться Св. Варлааму. Когда они по­дошли к воротам монастыря, отрок вне­запно прозрел и проговорил: "Это ли Хутынь монастырь?" Изумленная мать с радостью увидела, что по молитве угод­ника Божия сын ее получил все, чего лишен был от рождения, - стал видеть, слышать и говорить. Со слезами благодарности припала она ко гробу Чудо­творца и рассказала о случившемся чуде Архиепископу Макарию, который в это время пришел в обитель с крестным ходом из Новгорода.
Сын одного Новгородского боярина Елевферия, отрок Симеон был расслаб­лен и не владел правой рукой, не говорил. Благочестивая бабка его, Евдокия, привезла больного в обитель Преподобного Варлаама и усердно молила его о помощи. Во время чтения Евангелия на мо­лебне вдруг больной встал прямо на обе ноги, начал креститься правой рукой и говорить.
В Новгороде близ Никольского мо­настыря жил один ремесленник Григо­рий, у которого жена Мамелфа 12 лет страдала от расслабления, не владея ни руками, ни ногами. В среду первой неде­ли поста Св. Апостолов Петра и Павла ночью явились ей во сне два светозарных мужа. Один из них был в архиерейском облачении, держал в руке чашу со Свя­тыми Тайнами и, причастив больную, стал невидимым. Другой же был старец в монашеском одеянии. Старец с


Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама