zakaz@derevtsov.com +7 (930) 161-00-46 ПН-ПТ с 10:00 до 18:00
Меню

Наперсный крест

  Наперсные кресты для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До XVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.

 Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста-знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными. Цепочки или шнурки нательных крестов простых мирян не имеют заднего конца, так как мирянин не имеет пастырских обязанностей к другим людям.

 Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.

 Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например, паломники. В церковно-археологических коллекциях, например, в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.

 В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.

 В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.

 В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.

 Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов. После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского. Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.

Павловский крест

 В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена "с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть - Императора] даваемы или дозволяемы будут." Тогда же был выработан образец наградного креста. На оборотной стороне были помещены надпись "пресвитеру, дающему образ верным словом и житием", вензель императора Павла I и дата: "Установлено 1797, декабря 18." На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года. Вскоре после учреждения "павловский крест" приобрел название: "_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый," хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года - Синодом.

Академический крест

Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Наградные кресты XIX в.

 Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.

Николаевский крест

В 1896 году святым императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста. Император "Всемилостивейше соизволил [...] на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест" установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: "образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

В настоящие время

Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят.

Видоизмененный "павловский" золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также "протоиерейским", ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих - за набедренником).

В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется напресный крест с украшениями, подобный тому, который носится архиереями.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями - патриаршим крестом - после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Настоятельницы монастырей по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. За особые заслуги игумении могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста.


Сопутствующие Товары
Крест наперсный IZKR01

Уважаемые клиенты, все изделия данного раздела изготавливаются строго под заказ. При изготовлении того того или иного изделия могут использоваться эскизы заказчика и различные сочетания материалов..

0 руб.

Крест наперсный IZKR02

Уважаемые клиенты, все изделия данного раздела изготавливаются строго под заказ. При изготовлении того того или иного изделия могут использоваться эскизы заказчика и различные сочетания материалов. ..

0 руб.

Написать отзыв
Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Зашита от спама