zakaz@derevtsov.com

+7 (930) 161-00-46

ПН-ПТ с 10:00 до 18:00

Православные нательные иконки

После принятия христианства на древней Руси в обиход начали входить различные атрибуты христианского благочестия – иконки и кресты. Эти новые сакральные символы начали замещать предметы старой языческой культуры. Их внедрение было постепенным и синкретичным. Что и прослеживается в первых подобных предметах искусства у которых на ряду со старыми языческими символами начали добавляться мотивы новой христианской веры. Подобные отголоски языческой символики прослеживались до конца XVII века, а на бытовом уровне до конца XIX века. Хорошим примером служат крестовключенные подвески. Где в старые привычные языческие формы начали добавлять христианские символы и новые изделия стали восприниматься как христианские обереги.

Крестовключенная прорезная подвеска XIII века найденная в Киевской области и обратная сторона иконы Вседержителя XI - XIII вв.
Кольцо с молитвой о ближних. Производство ЮК Деревцов

С XI века наступает расцвет православной символики и победное шествие креста. Символы новой религии начали распространять по все стране, перенимая образцы и идеи христианских украшений, созданных Византийский мастерами, и внося традиции различных славянских племен мы можем наблюдать широкое развитие форм, которое насчитывает более 10 видов подвесок до начала татаро-монгольского нашествия.

Нательная иконка в виде двухстворчатого складня XVIII-XIX век
Кольцо с молитвой о ближних. Производство ЮК Деревцов

Во время татаро-монгольского нашествия происходит настоящее сплочение разрозненных Русских племен, особую роль которого сыграла христианская вера. Опорой и заступниками Русской земли всегда были святые. В горести и в радости, к которым с молитвой обращался народ. Что подтверждается распространением нательных икон и дорожных складней, некоторые образцы которых могли служить целым дорожным иконостасом. Распространённость многих святых образов была связана с популярностью так называемых лубочных листов «целебников» в которых говорилось молитва к каким святым могла исцелить от тех или иных болезней. Эти листки начали появляться во второй половине XVII века. Святые упомянуты в «целебниках» чаще всего и были изображены на литых иконках. Небольшие образки и складни всегда были в обиходе странствующих и военных. Их носили как отдельно, так и с нательным крестиком.

Нательная иконка змеевик «Архангел Михаил» IX век
Нательная иконка «Рождество Христово» XVIII век

После раскола церкви в XVII веке гонимым правительством староверам было трудно перевозить свое церковное имущество особенно громоздкие деревянные иконы, а вот небольшие литые иконки и складни было легче прятать и перевозить. Так же в 1722 году Петром I был издан указ «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». И именно староверам мы обязаны сохранением многих старинных литых образцов икон и складней. Одной из самых знаменитых мастерских где в это время происходил расцвет литья икон была Выговская старообрядческая общежительство, что в Поморье. Литье этих мастерских отличало легкость и тонкость изделий с передачей мельчащих деталей. Особое убранство таких икон и крестов отличало использование позолоты и стекловидной эмали. Подобной техники постепенно пробовали перенять московские мастера, но их работы выглядели более грубо по сравнению с Поморскими мастерами.

Нательная иконка с эмалью «Богоматерь Владимирская» IX век
Нательная иконка с эмалью «Благоверные князья Борис и Глеб» IX век

Отдельно хотим рассмотреть такой вид иконок как змеевик, подобных видов иконок сейчас насчитывается около тридцати. Отличить такого вида изделия древнерусского художественного промысла достаточно просто на лицевой стороне такой иконки изображен образ христианского святого, а на оборотной голова (личина) в окружении змей либо змееногая фигура и часто иконка была дополнена текстом молитвы. Эти предметы древнего искусства родились в результате перехода от языческой культуры с их символами к новой христианской вере. В них прослеживаются характерные местные иконографические и стилистическим особенности. Все иконки змеевики символизировали победу над дьяволом и всяким злом, о чем свидетельствует сюжетный подбор с преобладанием среди них образов демоноборцев, а также образом Пресвятой Богородице по сколькую по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов.

Нательная иконка Образ Пресвятой Богородицы Владимирской. Производство ЮК Деревцов
Нательная иконка Блаженная Матрона. Производство ЮК Деревцов

За композиционной особенностью древних меднолитых икон стоит Визанийская приемлемость которая постепенно трансформировалась в собственную самобытность. После попадания с ранним развитием христианства иконки копировали в основном образы Распятия Господа нашего Иисуса Христа, образ Пресвятой Богородицы, образ Николая Чудотворца, но постепенно начали добавляться и местные почитаемые святые. Именно в меднолитой пластике раньше, чем в другихвидах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторыхместночтимых святых, а также евангельских сюжетов, а не библейских. Формы повторяли уменьшенную копию иконографических изводов, что и объясняет в основном использование ростовых и опоясных образов святых которые обычно были одиночные или парные. Орнаментальные мотивы были строго ограничены геометрическим или растительным орнаментов. На пример вьюном виноградной лозы по краю иконки данный мотив был перенят от резчиков по дереву.

Мастера ЮК Деревцов бережно перенимают опыт виртуозных мастеров прошлого развивая искусство литья мелкой иконной пластики. Мы надеемся, что на страницах нашего каталога образков иконок вы найдете близкий для вас сакральный символ.

Показано с 1 по 6 из 6 (всего 1 страниц)