zakaz@derevtsov.com

+7 (930) 161-00-46

ПН-ПТ с 10:00 до 18:00

Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный

  • Отзывы :0
  • Просмотров: 469
  • 0
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Ка­лужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.
В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-запа­ду от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518).
В доме этого калужского князя и жил по временам бла­женный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Василье­вичу сын Симеон». А через 25 лет он, уже Калужский пра­витель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики све­дав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополи­та всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».
Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (...) да и Смоленск взя».
То, что братья помирились окончательно, подтвержда­ет следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».
Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.
В более поздних свидетельствах князь Симеон предста­ет как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, полу­чить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калуж­ская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его до­ме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборо­нить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множе­стве обступили князя, внезапно оказался на насаде пра­ведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжес­ком и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился пра­ведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Ка­лугу.
С топором, насаженным на длинное топорище, изобра­жается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зи­мой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В до­ме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городи­ще на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покры­той густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лав­рентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и со­вершал молитвы, а для слушания Богослужения проко­пан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лав­рентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В ру­кописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврен­тий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На ме­сте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен мо­настырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спу­дом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жало­ванной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память правед­ного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожало­вала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Бла­гочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Па­триарха Никона (U 1681). В монастыре было 3 церкви, ко­локольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг мо­настыря — каменная стена с башнями.
Описание посмертных чудес праведного Лаврентия из­вестно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; U 1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным по­мощником Патриарха Адриана.
Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеле­ние параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его при­несли и положили близ гроба святого Лаврентия. Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на се­бе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней. По окончании молебна он уже свобод­но говорил и стал совершенно здоров, как прежде.
1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесно­ватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся. Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Сте­фану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Хрис­това, к своему гробу. Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окон­чании молебна возвратился в дом свой здоровым.
В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в мо­настыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Бого­служением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.
По молитвам блаженного Лаврентия Калужского со­вершались исцеления глазных болезней.
Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.
Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.
Во время наполеоновского нашествия заступление бла­женного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.
Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетво­рил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Ла­врентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.
Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епис­коп Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глу­бокой надеждой на помощь Божию. Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое вхо­дили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну. И после победного возвращения войск из загра­ничного похода она была помещена в калужском кафед­ральном соборе в 1814 году.
Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лав­рентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

(память 10 августа по старому стилю/23 августа по новому стилю)

 
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец, святой праведный
Иконы и жития Святой праведный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец
Оставить отзыв  ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов.